Александр Уваров о философии дизайна, границах между дизайном и искусством и о том, как дизайн влияет на общественное мышление.
Open this page on desktop >1200px to see animation
Previous Example / Next Example
АЛЕКСАНДР УВАРОВ
АЛЕКСАНДР УВАРОВ
NEW COLLECTION
NEW COLLECTION
АЛЕКСАНДР УВАРОВ
АЛЕКСАНДР УВАРОВ
АЛЕКСАНДР УВАРОВ
АЛЕКСАНДР УВАРОВ
Зачем нужен дизайн?
— Дизайн нужен для того, чтобы решать проблемы. Это не то, чтобы сделать красиво, а то чтобы сделать умно. Поэтому если вы пошагово решаете какую то поставленную перед вами задачу - вы занимаетесь дизайном. Не важно, будет ли это выражено в объекте или нет, это все равно будет проектное решение, это все равно будет дизайн.
У нас на форуме была сессия, мы размышляли насчет СМИ и мышления общества. Кто на что влияет больше. С точки зрения дизайна, есть ли такое понимание? Общественное сознание и дизайн, кто на кого влияет больше?
— Дизайн - это часть культуры. Если говорить о СМИ, то дизайн - это не менее мощный источник информации, чем газеты, радио и телевидение. А через объекты дизайна мы можем делать определенные посылы. В зависимости от того, какое общество - оно и формирует те объекты, которые отражают его ментальность. Можно увидеть, насколько советский дизайн отличается от того что мы видим и покупаем сейчас. Общество поменялось, поменялись цели, интересы, задачи, и соответственно, поменялся дизайн. Конечно, дизайн влияет на общество. Это обоюдное влияние. Мы посредством дизайна изменяем общество, а общество влияет на дизайн и дизайнеров, стимулирует их к созданию каких-то конкретных объектов. Это такая двухсторонняя история.
Вы сказали, в СССР был определенный дизайн код, давайте так назовем. Предметы интерьера… В целом, в какой момент предмет быта, любой, становится элементом дизайна?
— Понятие дизайна очень широкое. Если вы уже создали этот объект, вы уже создали дизайн. Другое дело - для чего вы его создали. Если вы сделали его не для рынка, а чтобы обеспечить человека какой-то удобной вещью. Например, мясорубку чтобы рубить мясо. И не предложили больше ничего. Это тоже дизайн. Если вы работаете на рынке, то вы вынуждены делать и проектировать большую историю и закладывать больше информации в вашу работу, чтобы удовлетворить те потребности, которые не мог удовлетворить предыдущий объект. Вы рассказываете какую-то историю, более обтекаемую, удобную, современную, авторскую. И все это дизайн, просто дизайн с абсолютно разными задачами.
В какой момент предмет дизайна становится искусством?
— Когда в нем становится меньше функционала. Представьте такую шкалу - в которой есть такой бегунок. Мы постоянно его двигаем - или в сторону искусства, или в сторону целесообразности. Тут либо уйти в искусство и потерять функцию. Либо наоборот. Таких примеров очень много. Эти предметы не бесполезны. Это наверное то, что можно назвать «От кутюр». В дизайне это какие-то уникальные объекты, которые практически не функциональны, но имеют очень яркий, масштабный посыл. Такой вот дизайнерский манифест «Я хочу сказать вот так». Таких дизайнеров было очень много. Объекты дизайна становятся искусством, когда исчезает критерий функциональности.
Объекты дизайна становятся искусством, когда исчезает критерий функциональности
Если предмет искусства - это самовыражение автора, его крик души можно сказать, то можно ли тоже самое сказать про дизайн?
— Наверное, дизайнер все-таки очень плотно привязан к рынку. Конечно, можно говорить об авторском самовыражении, когда у дизайнера есть возможность что-то сказать без заказчика, но тогда это уже больше акт искусства. Дизайна без заказчика не существует. Поэтому каждый дизайнер получает очень серьезную уставному на проект. Он должен соответствовать тому, тому, тому. А если перед этим заданием еще было проведено исследование, и он получил еще результаты этого исследования, что купят именно такой продукт, заказчик хочет именно такой продукт, а производство может сделать только такой продукт. И то маленькое пространство, куда он может поставить собственное я, собственное самовыражение, посчитайте, вот оно ему и остается.
Как понять, что это хороший дизайн, а это банальное украшательство?
— Здесь стоит сказать, что все это рассудит история. За хороший дизайн потребитель голосует рублем. Этот дизайн он безопасен, функционален и удобен. Есть объекты дизайна вечные. Они производятся десятилетиями. Даже есть парадоксы. Всем известный пластиковый стул для кафе, который не имеет авторства. Стул ужасен. Все говорят, что он безумно плох. Но это явление, с которым надо жить, и этот объект, он действительно останется в истории. Обычный пластиковый стул, который складывается один в один и производится чуть ли не миллионными тиражами.
Вы сказали, что история рассудит. Вчера на сессии вы говорили про соковыжималку Старка. Еще у него есть проект крана для воды, абсолютно дизайнерский, но по факту - бессмысленный. Зачем создавать какие-то предметы, которые по функционалу ничего не меняют?
— Филипп Старк он, во-первых, очень большой и сложный художник, отметился и в архитектуре, и в социальных историях. В данном случае кран - чисто коммерческая история. Это результат опыта, накопленного им. Успех этого крана обусловлен тем, что его делал именно Старк. Цель не была изменить мир. Да, коммерческий дизайн - это одна из историй, которые существуют и на которые существуют некоторые дизайнеры и компании.
Как обычному человеку научиться понимать дизайн?
— Для того, чтобы понимать, надо этим интересоваться. Для того, чтобы понимать музыку - надо ее слушать. Надо ходить на концерты, надо знать что-то о тех людях, которые пишут эту музыку и как они ее пишут. В дизайне тоже самое. С ним надо чуть-чуть пожить, надо приложить усилие, чтоб что-то об этом знать. Это не сложно и культура дизайна у россиян есть. И действительно, у нас очень богатая история отечественного дизайна. Я очень надеюсь, что она выразится еще больше. И, конечно, надо любить то, что мы делаем, любить и знать российский дизайн.
Made on
Tilda